Анализ медового рынка


21.01.2019

СКАДРЕННЫЙ МЕДОНОСЕЦ: как стать хозяином медовых морей (мастер-класс)

Чтобы выиграть грядущую баталию в мировом океане растущего рынка меда, украинским пчеловодам нужно отправиться в одиночное плавание на сверхсовременном крейсере инновационных технологий

 

Мед сегодня становится глобальным трендом. Его общемировое производство составляет около 1,6 млн. тонн, а к 2022 году, по прогнозам Global Industry Analists Inc, оно составит около 2,4 млн.тонн. То есть прирост будет порядка 50%, или 800 000 т.

Таким образом, мировое производство меда в течение ближайших четырех лет будет добавлять по 12,5% в год, или 200 тыс тонн. А это двойной текущий объем всей медовой индустрии Украины. Например, в 2017 году, по разным оценкам, наше производство составило около 100 тыс тонн. При этом Украина закрепилась в первых рядах основных поставщиков меда в Европу и США и безусловно не должна упустить это шанс. Но при этом украинские пчеловоды должны проанализировать, смогут ли они удержать этот результат и что этому может помешать. А помешать может многое.

Статус меда

Стремительный взлет мирового медового тренда, с одной стороны, подстегивает совершенствование технологий обработки земли, увеличение посевных площадей и урожайности медоносных растений – например, подсолнечника, рапса, фруктовых и других культур. С другой, на рост производства меда влияет увеличение доли интенсивного промышленного подхода к этому процессу. В то же время наращиванию производственных возможностей способствует рост потребления меда и медосодержащих продуктов.

Вот сегменты, в которых производство растет особенно быстрыми темпами:

  • монофлорный мед и мед с уникальной, аутентичной географической привязкой;
  • сырой (необработанный) мед;
  • органический мед;
  • медосодержащие продукты;
  • подсластители – заменители сахара;
  • использование меда и сопутствующих продуктов (пыльца, перга, маточное молочко и т.д.) в лечебных целях, а также в лекарственных и косметических препаратах.

Рост спроса в том или ином географическом регионе четко коррелирует с уровнем благосостояния местных жителей. Чем богаче становятся страны, тем больше они потребляют меда на душу населения. Исходя из этого, особенно перспективно выглядят развивающиеся рынки, такие как Китай, Тихоокеанский регион, Индия, Бразилия, ОАЕ, ежегодно прибавляющие по 5-7% ВВП.

Центрально-европейские государства существенно отстают от них в динамике роста, и эта тенденция будет только расти, при этом их рынки уже насыщены широким медовым ассортиментом, и конкуренция там значительно выше.

Сладкая иллюзия

Украина получила хороший аванс, попав в лидеры экспортеров медового сырья в Европу и США. Однако это лишь временный успех, учитывая наращивание общемирового объема производства. Вспомним основы политэкономии и учения Майкла Портера в области конкуренции на международных рынках. Основными видами конкурентных преимуществ он называет:

  • ресурсные – наличие доступа к дешёвому и качественному сырью, отлаженная система эффективного использования ресурсов;
  • технологические – имеющееся современное оборудование и технологии, эффективно влияющие на производительность и качество товаров;
  • интеллектуальные (управленческие) – высококвалифицированные работники, наличие оптимальной системы менеджмента;
  • рыночные – возможность доступа к рынкам, высокая доля рынка, каналов распределения; наличие рекламы, эффективной системы сбыта и послепродажного обслуживания;
  • инновационные – обеспечиваются за счёт применения компанией в своем производстве результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ  и позволяют формировать разнообразие ассортимента выпускаемой продукции с усовершенствованными характеристиками;
  • культурные – характеризуются близостью или различиями культуры страны, позволяют субъектам хозяйствования успешно функционировать в странах с близкой культурой.

Попробуем проанализировать эти пункты применительно к Украине. Ресурсным преимуществом она обладает лишь частично – нет отлаженной системы использования ресурсов.  Интеллектуальное – тоже довольно относительное: к сожалению, средний возраст опытного пчеловода у нас около 60 лет и выше. Косвенным можно назвать и культурное преимущество: хоть отдаленный потенциал потребления стран-соседей высок, но с основным крупным рынком – Россией мы фактически разорвали торговые отношения и вряд ли будем ориентироваться на него в ближайшие 10 лет.

Один средний австралийский пчеловод благодаря технологиям производит в среднем 3 тонны меда в сезон

Пчелы и трутни

Как мы помним, судьбы стран с сырьевой экономикой разнятся. Одни страны в момент роста стоимости и популярности их сырья выстраивают стратегию дальнейшего развития, диверсифицируются, инвестируют в технологии и инновации, как это делает ОАЕ, а другие ничего не делают, как, например, Венесуэла.

А теперь сравним два другие примера. В Австралии, по данным AgriFutures Australia, насчитываются около 10 000 зарегистрированных пчеловодов, которые производят 30 тыс тонн меда. Большинство коммерческих пчеловодов содержат от 400 до 800 ульев. Таким образом один среднестатистический пчеловод производит 3 тонны меда в сезон.

В Украине, по разным данным, насчитывается до 400 000 пчеловодов и 2 500 000 пчелосемей, которые приносят только 100 тыс тонн меда в сезон. То есть 1 среднестатистический украинский пчеловод производит всего лишь около 250 кг. меда при средней производительности пчелосемьи 40 кг в сезон.

Эти сравнительные харрактеристики говорят о серьезной отсталости и чрезвычайно низком технологическом уровне производства меда в Украине.

Исходя из описанных выше трендов, в ближайшие годы нас ждет существенное ужесточение конкуренции, что непременно отразится на снижении стоимости сырьевых сортов меда или как минимум ценовой стагнации около текущих уровней.

Конкуренция на сырьевом рынке всегда сопровождается ценовыми войнами, протекционизмом, наращиванием объемов производства и системным снижением маржинальности. Если говорить простым языком, то, чтобы заработать $ 1, как вчера, сегодня для этого же результата нужно будет продать уже большее количество продукции, чем вчера. А если ничего не делать, то себестоимость производства меда у малых пчеловодческих хозяйств Украины – а это преобладающее большинство – снизится до нуля, или уйдет в отрицательную зону.

Сравнение украинских пчеловодов со многими их зарубежными коллегами не в пользу первых. Оно говорит о серьезной отсталости и о чрезвычайно низком технологическом уровне производства меда

Рой решений

Решения украинских производителей меда должны опираться на два вида статегии – технологическую и ресурсную.

Технологическая сратегия:

  • Упор на производство монофлорного и органического меда;
  • Наращивание производства нишевых медовых и сопутствующих продуктов;
  • Развитие производства и экспорта продукции с добавленной стоимостью – фасованного меда, продуктовых, лекарственных и косметических товаров содержащих в составе мед и его производные.
  • Выход на новые для Украины развивающиеся рынки.

Ресурсная стратегия:

  • Наращивать мощности с целью постепенного перехода к преобладающему промышленному способу ведения производства меда. Эффект от масштаба позволит снизить себестоимость.
  • Повышать производительность 1 пчелосемьи за счет изучения и внедрения передовых технологических и иновационных решений.
  • Объединяться в пчеловодческие кооперативы для уменьшения влияния посредников-перекупщиков, получения коллективных оптовых скидок на инвентарь, обмена опытом и знаниями, лоббирования своих интересов, формирования общего медового лота для последующей продажи. Ведь цена на большой объем всегда выше.
  • Крупным пчеловодам или кооперативам, достигшим не менее 20 тонн совокупного объема меда к продаже в сезон нужно самостоятельно выходить на международные рынки, в обход всех посредников, оставляя весь их заработок себе, значительно увеличив итоговую стоимость реализации своего меда.

Наша компания Biotec Groupс четко понимает сложности, с которыми сталкиваются украинские пчеловоды-производители и дает им возможность подготовиться к самостоятельному выходу на международный экспорт. Например, на аутсорсинге мы можем переработать мед, провести предэкспортную подготовку документов, подобрать зарубежных клиентов, организовать логистику.

Эти решения украинским пчеловодам нужно принимать уже сейчас, срочно, чтобы быть способными конкурировать в жестких условиях, пережить все ценовые войны, уверенно закрепиться на мировых рынках, завоевав имидж надежного поставщика качественной и уникальной медовой продукции.

Володимир Шкляр, СЕО Biotec Group







← Все новости